Нередко возникают ситуации, когда нам приходится что-либо запрещать своему ребенку. Чаще всего это делается для обеспечения безопасности малыша. В беседе с нашим корреспондентом врач-педиатр Анжела Кукушкина рассказала, как добиться желаемого результата, не прибегая в общении к слову «нет».
Дети не любят, когда им не разрешают что-либо делать. Чтобы заслужить уважение малыша и заставить его к вам прислушиваться нужно пересмотреть свою тактику поведения. Вместо категорических запретов лучше найти варианты дальнейших действий, которые предоставят ребенку некий выбор, устраивающий при этом родителя. Таким образом карапуз не почувствует “ущемленности” и поступит в соответствии с просьбой старших.
Среди наиболее нежелательных в общении с детьми можно выделить фразы с ярко выраженным запретом, особенно, если мы при этом повышаем голос или говорим очень твердо. Примером могут быть указания: «Стой», «Оставь это», «Отдай» или «Отойди», то есть те, что звучат многократно, а порой вылетают совершенно автоматически. По мнению детских психологов, самое главное в общении с ребенком — это донести до него, что вы хотите, а не то чего вы не хотите, чтобы он делал.
Первые несколько лет мозг ребенка функционирует таким образом, что непроизвольно фокусируется на услышанном. Если ребенок услышит, что ему нельзя что-то делать, можно быть на 99% уверенным в том, что он это реализует. И дело тут вовсе не в упрямстве или дурном характере. Мозг малыша попросту пропустил слово «нет» и воспринял услышанное как просьбу или даже команду.
Чтобы минимизировать необходимость применения непосредственных запретов, специалисты рекомендуют:
1. Подменять их простыми просьбами
Например:
- вместо «Перестань кричать» можно использовать «Скажи сестре, что ты хочешь, спокойным голосом»;
- вместо «Хватит брызгать!» скажите «Брызгай сюда»;
- вместо «Не играй с едой!» предложите съесть то, что приготовлено или выйти из-за стола;
- вместо «Не ходи один!» предложите ребенку взять вас за руку или сесть в тележку для покупок.
2. Переносить исполнение просьб вместо категорического отказа
Если ребенок полон решимости что-то сделать или же продолжает просить что-то, что очень хочет. Если его желание можно исполнить, отложив этот момент на некоторый срок, стоит объяснить малышу, почему что это случится в другое время. Можно, к примеру, сказать: «Я понимаю, что ты очень хочешь пойти в парк именно сейчас, но давай отправимся туда завтра после обеда. Чего ты больше всего хочешь сделать или увидеть в парке?»
Старайтесь при этом говорить максимально спокойно, даже если ребенок полностью вышел из-под контроля.
3. Использовать “повествовательные директивы”
Несмотря на кажущуюся жесткость, четкие директивы более понятны для ребенка, чем вежливые витиеватые фразы. По этому обращаясь к нему с просьбой лучше говорить как можно более простыми предложениями. В противном случае вас могут попросту не понять.
4. Не говорить свысока
Разговаривая с ребенком, старайтесь находиться на его уровне, то есть присесть таким образом, чтобы глаза находились на одной высоте. Если вы обратитесь подобным образом, ребенок станет прислушиваться, потому что ваше тело ему сообщит о расположенности к разговору, а не приказам или запретам.
5. Приберечь слово «нет» для исключительных случаев
Подобное обращение следует применять только когда что-то действительно угрожает здоровью, жизни и безопасности малыша. Только тогда слово “нет” будет оправданным и уместным. Если вы не станете им злоупотреблять, ребенок постепенно поймет и научится уважать слово “нет” из-за серьезности ситуации, в которых его применяют.